История до 1917 года

История до 1917 года

Первые сибирские католики

Появление католиков в Сибири неразрывно связано с освоением восточных рубежей Российской Империи в XVI—XVII вв. Самой многочисленной частью населения “освоенной” Сибири в тот период были служилые люди, в состав которых зачислялись наряду с русскими людьми иноземцы, в большинстве подданные Речи Посполитой — поляки и литвины. Но были также и черкасы, латыши, немцы, англичане, шведы и французы. Часть из них исповедовали католическую веру.

Кроме того с 1590-х гг. по 1645 г.  в Сибирь было сослано 650 иностранцев. Последние были людьми из неприятельских армий, «которые иманы на бою во языцех», и иноземцы, служившие в русском войске и сбежавшие во время войны к неприятелю, затем захваченные в плен. Впоследствии они оказывались в Тюмени, Тобольске, Томске, Кузнецке и других сибирских городах.

Эти безымянные “первые сибирские католики” не были миссионерами. Кто-то из них сумел вернуться в родные земли. Те, кто был вынужден остаться, брали русских жён и вынуждены были принять православие. Но часть сохраняли верность католических корням. Таких хоронили отдельно, на специальных кладбищах для иноверцев.

1862 — первый католический храм в Омске

О священниках того периода известно совсем немногое. Но все они были из ссыльных, и им было запрещено отправлять богослужения. Первым упоминается иезуит Анджей Кавачинский, проведший в Сибири 5 лет, сначала в Тобольске, а потом в Нарыме (1660—1665 гг.).

В 1664 году из Москвы в Тобольск была прислана в ссылку целая группа католических священников и монахов: «шкловских домниканов 6 человек да служка их да дубровенских бернардын 4 человека». По распоряжению из Москвы в Тобольске были оставлены доминиканцы Фабиян Аралский, Езострима Бицкий, Изояш Уркеев, Иван Сурский. В Сургут отправлены шкловский домниканец Станислав Гренской, дубровенские бернардинцы Фоустель Добролевский и Мелхель Ворона, в город Тару отправлены доминиканец Федор Дудин, бернардинцы Якуб Погорельской и Христофор Езоков.

В 1792 г. в Сибирскую ссылку попадают участники русско-польской войны, а позже и участники восстания генерала Тадеуша Костюшко. 

Трудно восстановить представление о религиозной жизни католиков того периода. Несомненно, что некоторые священники, по мере возможностей, служили своим единоверцам. Память о таких служителях воплотилась в собирательном образе сибирского утешителя Елисея.

1884 — храм Святой Анны в Екатеринбурге

Легенда о сибирском утешителе

Был в Москве священник-капуцин Елисей. Узнав о тысячах католиков в сибирской ссылке, он испросил у императрицы позволения добровольно уйти к сосланным единоверцам, чтобы оказывать им духовную поддержку. 

Сделал он деревянный ящик, в котором установил алтарь, погрузил ящик на саночки и пешком отправился на восток. Как апостолы, посылаемые Иисусом, он не взял с собой ничего. Только хранил в сердце упование на Божье провидение и милость людей.

Сорок лет ходил отец Елисей по Сибири. Несколько раз обошёл этот холодный суровый край - от Тобольска до Иркутска и от Сургута до Кузнецка. Знал своих овец по имени, каждого записал в специальную книжечку. Отчаявшимся дарил утешение. Падших поднимал из греха и укреплял духовно. Рождённых в Сибирской земле детей крестил, вступивших в брак венчал. Ночи напролёт слушал исповеди кающихся, а рано утром служил святую мессу и уходил дальше.

Господь даровал ему долгую жизнь. Было старцу Елисею уже 90 лет, когда Отец Небесный раскрыл перед сибирским утешителем врата Царствия. 

Старый храм в Тобольске

Случилось это в Тобольске в 1798 году. Отец Елисей как раз отслужил Пасхальное богослужение. По обыкновению, он благословил каждого, собрал алтарь, поставил на тележку и ушёл навстречу солнцу. Больше его никто не видел. Только позже в лесу неподалёку нашли ящичек с алтарём и старый требник. 

Первые католические священники в Сибири

При Екатерине II были установлены официальные отношения между Россией и Ватиканом. 12 мая 1774 г. была учреждена Могилёвская Римско-католическая архиепархия для католиков на территории России, в том числе за Уралом, в азиатской части страны - Сибири. 

По протяжённости территории Могилёвская архиепархия была самой большой в мире. За время существования (1774-1991) в числе её паствы окажутся десятки тысяч католиков Сибири, сосланных туда после подавления политических восстаний и конспиративной борьбы за национальную независимость Польши в XIX веке, а позже - в результате советских репрессий и двух мировых войн в XX веке. 

1906 — храм Святого Иосифа Обручника в Тюмени

10 декабря 1806 г. Высочайшим соизволением католикам в Томске и Иркутске было позволено организовать свои общины и иметь штатных священников-настоятелей.

Сначала миссию в Сибири предложили доминиканцам, но орден вынужден был отказаться от этого служения. А спустя несколько лет генерал-губернатор Сибири Иван Борисович Пестель, «...желая устроить дело сие на твёрдую ногу и желая иметь на сих местах священников, известных по своему просвещению и готовых жертвовать собою совершенно для польз общественных...», обратился с просьбой к генералу ордена иезуитов Тадеушу Бжозовскому направить в Сибирь монахов его ордена. 

В составе миссии, как она задумывалась в конце 1811 г, было четыре священника. Настоятелю, отцу Шпаку, было 40 лет. Трем другим священникам — едва за 30. Затем к ним присоединился еще один брат-иезуит, не имеющий священного сана. В январе 1812 г. миссионеры прибыли из Полоцка в Москву, где настоятель, о. Шпак, неожиданно заболел и спустя 9 дней умер. Новым настоятелем был назначен о. Винцент Лашкевич. 

5 марта 1812 г. первые официальные католические священники прибыли в Тобольск. Далее проездом через Томск они добрались до Иркутска, который был выбран центром миссии для всей Сибири. На дорогу от Томска до Иркутска ушло чуть меньше месяца.

В первые три года священники объезжали поселения Томской и Иркутской губерний, разыскивая и переписывая католиков — на тот момент таких оказалось около тысячи. Численность постепенно пополнялась за счёт ссыльных после наполеоновских войн. 

1914 — храм Святейшего Сердца Иисуса в Челябинске

В 1815 году миссия была разделена на две части — восточную с центром в Иркутске и западную с центром в Томске.

В 1820-х гг. в Сибирь прибыли монахи-бернардинцы. Глава миссии — Модест Ромашкевич, его заместитель Анастазий Игнатович, Ремигий Апанасевич (Апанашевич), Дезыдерьюш Гациский (Хачиский), Дионизий Милевский, Клодоальд Шайдевич и другие.

Первый католический храм в Сибири

Томский приход в 1820-х гг. был центром Западно-Сибирской католической миссии. Первым настоятелем в Томске стал о. Марцелий Каминский. Обязанности викарного священника исполняли вначале о. Томаш Дроздович, а затем о. Теодор Валузнич и о. Козакевич. 

Католиков в Западной Сибири тогда насчитывалось 150 человек в самом Томске и 74 — в других местах, куда священники добирались в миссионерских поездках. До 1828 года приходским храмом служила устроенная в доме иезуитов часовня.

Католический храм в Томске на Воскресенской горе смогли возвести только в 30-х гг. XIX века. Именно в это время в Сибирь было направлено большое число участников польского восстания 1830 года. 

Томский храм был построен в 1833 году по проекту архитектора К.Г. Турского и стал первым католическим храмом Сибири. С тех времён и доныне он носит двойное название, отсылающее к богородичным праздникам западной и восточной традиций, — Храм Покрова Пресвятой Богородицы — Царицы Розария.

1833 - храм Покрова Богородицы в Томске

Инициатором постройки явился сосланный в Томск французский подданный граф Александр Машинский. Участок под постройку храма на Воскресенской горе выхлопотал о. Ремигий Апонасевич, бывший куратором Томского прихода с 1825 года. В 1856 году была построена кирпичная звонница с тремя колоколами по проекту Гавриила Батенькова. В 1862 году в храме установили орган.

Католические приходы в Западной Сибири

На протяжении всего XIX в. основной причиной появления католиков в регионе оставались каторга и ссылка. После подавления восстания 1830 поляки стали самой многочисленной этнической группой среди сибирских католиков. Среди ссыльных — участников восстания 1830 были польские священники И. Богунский, Я. Пиотровский, А. Мацкевич, Я. Серочиньский, К. Шверницкий, Ю. Пляшковский, Ю. Роханский, Ф. Трощинский. 

Массовый характер ссылка католиков в Сибирь приобрела после подавления польско-литовского восстания 1863—64, когда сюда были сосланы 344 священника, в том числе 8 епископов. Как правило, священники попадали в ссылку за произнесение с амвона патриотических проповедей. В это же время в Сибири оказались представители католических монашеских орденов: августинцев, бонифратров, василиан, доминиканцев, капуцинов, кармелитов, мариан, пиаров, паулинов, цистерцианцев.

1909 — кирпичный храм Святых Апостолов Петра и Павла в Каинске

Во второй половине XIX века Могилёвской архиепархия начинает посылать в Сибирь священников для духовного окормления переселенцев-крестьян и строителей Транссибирской магистрали. В основном это были призвания из числа российских подданных, закончивших Могилёвскую семинарию и Духовную академию в Санкт-Петербурге. Были среди сибирских священников и выходцы из немецких колоний, получившие образование в католической семинарии в Саратове.

В конце XIX — начале XX в. численность католиков в Сибири резко увеличилась за счет появления компактных поселений немцев и строительства Транссиба. 

Немцы селились преимущественно в Акмолинской и Семипалатинской областях, Барнаульском и Змеиногорском уездах Томской губернии, а также на территории Тобольской губернии. Немецкая католическая диаспора в Сибири была малочисленнее лютеранской и меннонитской. В Барнаульском уезде к 1917 проживало около 3,5 тыс. немцев-католиков. 

1910 — храм в Барнауле

После императорского Манифеста 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» католические священники были фактически уравнены в правах с православными. 

Крупное увеличение численности католического духовенства в Сибири произошло в ходе Первой мировой войны. С согласия Министерства внутренних дел в 1915 в Сибирь было отправлено около 100 клириков-беженцев из оккупированных местностей. В качестве исключения казна приняла на свой счёт расходы по их содержанию.

До революции 1917 г. католические общины на территории Западной Сибири находились в юрисдикции Могилёвской архиепархии, и имели деканаты с центрами в Омске и Томске. По данным на 1909 год в Томском деканате было 35 770 верующих, в Омском — 34 тысячи.

Во второй половине XIX века появились самостоятельные приходы в Омске, Тобольске, Барнауле, Красноярске, Екатеринбурге, а в начале XX века – в Тюмени, Новониколаевске (Новосибирске), Каинске, Ишиме, Кургане и других поселениях. Во всех этих местах католики своими силами возвели храмы:

1906 — каменный приходской храм в Ишиме

1848 — деревянная Церковь Божьего Провидения в Тобольске;

1862 — первый католический храм в Омске;

1869  — храм Пресвятой Троицы в Златоусте;

1876-1884 — храм Святой Анны в Екатеринбурге;

1896 —  церковь в с. Чаны;

1902 — храм Святой Божьей Матери Неустающей Помощи в Кургане;

1903—1906 — храм Святого Иосифа Обручника в Тюмени;

1905 — церковь Святого Антония Падуанского в Мариинске;

1906 — каменный приходской храм в Ишиме;

1909 — кирпичный храм Святых Апостолов Петра и Павла в Каинске (Куйбышев);

1910 — храм в Барнауле;

1910 — храм Святого Казимира в Новониколаевске (Новосибирск);

1914 — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Славгороде;

1914 — храм Святейшего Сердца Иисуса в Челябинске

и другие.

1905 — церковь Святого Антония Падуанского в Мариинске

К 1917 г. огромные просторы Сибири, составлявшей часть самой обширной в мире Могилевской католической епархии, содержали в своих пределах 44 прихода и 33 миссии.

“Предшественник Кафедрального Собора”

Сегодня Новосибирск — третий по численности населения город России и столица Преображенской епархии. А история католиков в Новосибирске начинается одновременно с историей самого города.

30 апреля 1893 года в село Кривощёково (Николаевский погост) на Оби прибыла первая партия рабочих для строительства железнодорожного моста. В 1897 году мост через Обь был открыт, и начался стремительный приток населения. И если в конце 1890-х гг. все жители посёлка составляли пару тысяч человек, то к 1912 число одних только католиков в Новониколаевске достигло 3,2 тысяч.

Первый католический молитвенный дом был построен в Новониколаевске уже в 1902 году, благодаря инициативе настоятеля Томского католического прихода отца Иосифа Демекиса. Но вскоре он оказался слишком мал. И уже в 1905 в Новониколаевске был заложен фундамент приходского храма. В 1909 году новый храм был освящён в честь Святого Казимира, а в 1910 году в Новониколаевске был учреждён самостоятельный приход с настоятелем о. Юстином Юркуном. 

Храм стоял на пересечении ул. Иркутской и Обского проспекта (ныне — Комсомольский проспект). В 30-х годах XX века храм Святого Казимира был закрыт, а в первой половине 60-х уничтожен (сейчас на его месте универмаг ЦУМ). В 2009 году в год столетия храма Святого Казимира, на месте, где он стоял, был освящён памятный камень.

1910 — храм Святого Казимира в Новониколаевске (Новосибирск)

Литература:

Белокуров С. А. Из духовной жизни московского общества. М., 1903.
Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889.
Липке. о. Штефан Липке, SJ. 200-летие начала служения Общества Иисуса (Орден иезуитов) на территории Сибири // Сибирская католическая газета. 24 февраля 2012 г.
Немцы в Сибири. Сборник документов и материалов по истории немцев в Сибири. 1895-1917 / Сост. П.П. Вибе. Омск: Из-во Омского госуд. историко-краевед. музея, 1999. 360 с.
Ханевич В.А. Католики в Томске 1604-1917 (очерки истории). Томск, 2015.
Maciesza. Aleksander Maciesza. Dzieje Kolonii Polskiej w Tomsku. 1604 -1900. //«Przeszłość». No 6-7- 1934 r.
Kuczyński. Antoni Kuczyński. Syberia. Czterysta lat polskiej diaspory. Wrocław. Warszawa. Kraków. s. 33.